Репортаж с выставки Лейлы Александер-Гарретт «Андрей Тарковский: последнее кино» (Телеканал «Культура»)
Название: Репортаж с выставки Лейлы Александер-Гарретт «Андрей Тарковский: последнее кино»
Производство: Телеканал «Культура»
Участники: Лейла Александер-Гарретт, Марина Тарковская
Время съемок: 14 сентября 2010 года
Место съемок: Галерея на Солянке, г. Москва
Жанр: Документальный.
Страна: Россия
Продолжительность: 00:04:26
Язык: Русский
Источник: Сайт телеканала «Культура» Описание: Репортаж телеканала «Культура» о выставке Лейлы Александер-Гарретт «Андрей Тарковский: последнее кино». На 01:05 минуте ваш покорный слуга беседует с Александром Витальевичем Гордоном.
Большая благодарность Евгению Борзову г. Иваново за ссылку на репортаж.
«Зеркало Жертвоприношения» Андрея Тарковского Фильм «Жертвоприношение» Андрей Тарковский называл своим завещанием. Эта картина действительно стала для режиссера последней. Он снимал ее в Швеции четверть века назад. О создании фильма рассказывает выставка, которая открылась сегодня в Москве. Ее название поэтически соединило две знаковые и очень важных для Тарковского работы — «Зеркало» и «Жертвоприношение». «Жертвоприношение» — это кино, которое редко показывают. Его трудно смотреть, но еще труднее разгадывать загадки, которые Тарковкий задал в каждом из планов. Что уж и говорить о редких материалах к этому редкому фильму. Лейла Александер-Гаррет — переводчица Андрея Тарковского в Швеции. Она была своей в съемочной группе, вела дневники и даже выпустила книгу о мастере. Впервые за двадцать пять лет после выхода фильма Лейла демонстрирует материалы из своего личного архива. Самые яркие моменты съемок она помнит до сих пор, как будто это было вчера.
«Пожар у нас был центральной и кульминационной сценой. Сломалась камера, и перегорели все провода, пожар стал неуправляем, чудом, как Феникс, дом восстановился за четыре дня во второй приезд в Готланд», — вспоминает переводчица.
Впервые можно увидеть некоторые рабочие материалы «Жертвоприношения», а также сцену под названием «Петушиный сон», не вошедшую в фильм. Ее не было в сценарии, просто Тарковскому приснился сон, как будто он умер, и он обязательно захотел снять то, что он увидел во сне. Получилось слишком красиво. Из-за этой красивости Тарковский сцену выкинул, а бобину с пленкой подарил Лейле. Помимо всего прочего, в экспозицию вошли редкие фото и детские рисунки Андрея.
«Там и взрыв этот. Причем, когда Анрей рисовал, он все это сопровождал звуком. Сидел, поджав одну ногу, одна свешивалась, он все рисовал и озвучивал. Видимо, уже тогда появилась синтетическое отношение к рисунку, то есть уже появилось кино», — рассказывает сестра режиссера Марина Тарковская.
Последний фильм Тарковского сопровождали удивительные и мрачноватые совпадения: всего за две недели до мировой премьеры, назначенной на 9 мая 1986 года в Стокгольме, аварийная система Швеции зафиксировала радиоактивный чернобыльский выброс. Место, где Тарковский снимал эпизод войны, стало местом убийства шведского «голубя мира» — премьер-министра Улофа Пальме. Это, конечно, не мистика. Это просто кино, в котором невозможно поставить точку. Кино, которое Тарковский создал только потому, что осознал: «Человеку перестали быть нужными Душа, Чудо и Бог».
Смотреть репортаж с выставки Лейлы Александер-Гарретт "Андрей Тарковский: последнее кино" (Телеканал «Культура»):