|
|
Андрей Тарковский. Библиография: публикации на русском языке
1960
— Антарктида, далекая страна (в соавторстве с А. Безуховым и О. Осетинским) [Отрывки из киносценария] // Московский комсомолец. – 1960. – 31 января и 2 февраля.
1961
— Место в жизни // Советский экран. – 1961. – № 24.
1962
— Искать и добиваться // Советский экран. – 1962. – № 17. С. 9, 20.
— Между двумя фильмами // Искусство кино. – 1962. – № 11. С. 82–84.
— Спор о героях // Комсомольская правда. – 1962. – 13 сентября.
— Это очень важно // Литературная газета. – 1962. – 20 сентября.
1964
— [Рассказ о фильме «Иваново детство» и новых творческих планах] // Когда фильм окончен. Говорят режиссеры «Мосфильма». – М.: Искусство. – 1964. – С. 137–171.
— Андрей Рублев: Киносценарий (в соавторстве с А. Михалковым-Кончаловским) // Искусство кино. – 1964. – № 4. – С. 139–200. – № 5. – С. 126–160.
1966
— Горение // Экран–[19]65. – М.: Искусство. – 1966. – C. 154–157.
1967
— Достояние сегодняшнего дня // Советский экран. – 1967. – № 8. – С. 9.
— Запечатленное время // Вопросы киноискусства. – М.: Наука. – 1967. – Вып. 10. – С. 79–102. [сокращенный вариант: Искусство кино. – 1967. – № 4. – С. 69–79.]
1969
— Один шанс из тысячи (в соавторстве с Л. Кочаряном и А. Макаровым) [Отрывок из киносценария] // Киномеханик. – 1969. – № 6.
1970
— Белый день: Рассказ // Искусство кино. – 1970. – № 6. – С. 109–114.
— «Солярис» – без экзотики / Интервью с Н. Абрамовым // Литературная газета. – 1970. – 4 ноября.
1971
— Абрамов Н. Диалог с А. Тарковским о научной фантастике на экране // Экран – [19]70–[19]71. – М.: Искусство. – 1971. – С. 162–165.
— [Всесоюзная перекличка кинематографистов. Ответ А. Т.] // Искусство кино. – 1971. – № 4. – С. 50–51.
— Зачем прошлое встречается с будущим? / Беседу ведет и комментирует О. Евгеньева [О. Е. Суркова] // Искусство кино. – 1971. – № 11. – С. 96–101. [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 38–46].
— Оправдание сказки: Предисловие // Виткович В., Ягфельд Г. Игра на рассвете: Киносказки. М.: Искусство. – 1971.
— По дороге к фильму «Солярис» / Интервью с В. Ревичем // Советский экран. – 1971. – № 3. – С. 16.
— [Поздравление в подборке: «М. И. Ромму – 70 лет»] // Советский экран. – 1971. – № 2. – С. 5.
— Там нас ждет неизвестное // Труд. – 1971. – 9 сентября.
1973
— Горькое чувство потери. [Памяти Г. М. Козинцева] // Искусство кино. – 1973. – № 10. – С. 158–159.
— Опыт на будущее // Вопросы литературы. – 1973. – № 1. – С. 101–102.
1974
— Режиссер и зритель. Проблема контакта / Записала О. Суркова // Молодой коммунист. – 1974. – № 6. – С. 86–91.[= В поисках художника, в поисках зрителя. (Режиссер и зритель. Проблема контакта) // Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 164–172].
1975
— Один на все времена [фрагмент интервью с А. И. Липковым 1 февраля 1967 г.] // Липков А. И. Шекспировский экран. М.: Искусство, 1975. – С. 91–95 [см. также 1988].
1976
— Гофманиана: Киносценарий // Искусство кино. – 1976. – № 8. – С. 167–189 [= Виткоп-Менардо Габриэль. Э. Т. А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и других иллюстраций). – Челябинск, 1999. – С. 265–320].
1977
— Единомышленник прежде всего // Советские художники театра и кино – [19]75. – М.: Советский художник, 1977. – С. 181–182.
— Перед новыми задачами / Записала О. Суркова // Искусство кино. – 1977. – № 7. – C. 116–118 [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 237–244].
1979
— [Вступительная статья к подборке стихотворений Т. Гуэрры] // Иностранная литература. – 1979. – № 7. – С. 188–189.
— Жгучий реализм // Луис Бунюэль: Сб. – М.: Искусство, 1979. – C. 69–75.
— Искусство создается народом / Беседу вел журналист В. Лойша // Кино. – Рига. – 1979. – № 11. – C. 20–22.
— О кинообразе / Запись и комментарий О. Сурковой // Искусство кино. – 1979. – № 3. – С. 80–93.
— Тарковский о Тарковском / Запись беседы Т. Вериной // Культура и жизнь. – 1979. – № 10. – С. 22–23.
1980
— [Высказывание в рамках обсуждения темы «Танец: его настоящее и будущее»] // Клуб и художественная самодеятельность. – 1980. – № 1. – С. 16–17.
— [Выступление на Всесоюзном совещании работников кино. М. 13–14 марта 1980 г.] // Экран и современность. – М. – 1980. – С. 81–85 [сокращенный вариант: Искусство кино. – 1980. – № 8. – С. 38–40].
— Федерико Феллини // Искусство кино. – 1980. – № 12. – С. 158–160.
1981
— «Мы делаем фильмы...» [Ответы на вопросы студентов МВТУ им. Баумана] // Кино. – Вильнюс. – 1981. – № 10. – С. 16–18.
1984
— Исповедь А. Т. // Континент. – Париж. – 1984. – № 42. – С. 385–406.
1987
— Кино — занятие нравственное // Спутник кинофестиваля. – 1987. – № 5. – С. 4.
— «Красота — символ правды» [Последнее интервью (октябрь 1986 г.). Обратный перевод с фр.] // Литературная газета. – 1987. – 8 апреля [= Экран–[19]89. – М. – 1989. – С. 74–77; Мир и фильмы А. Т.: Сб. – М. – 1991. – С. 315–326; Уроки режиссуры. – М. – 1993. – С. 12–15].
— Мрачные тона ностальгии / Интервью с Э. Жибером [Обратный перевод с фр.] // Кино. – Рига. – 1987. – № 7. – С. 13–14. [См. также (возможно, другой перевод): Мартиролог: Дневники 1970–1986. – Флоренция: Межд. институт им. А. Тарковского. – 2008. Приложения.]
— «Нельзя верить в будущее, если не веришь в себя» / Лит. запись А. Лопухина // Московские новости. – 1987. – 15 февраля.
— Я остался советским художником. (Письмо отцу от 16 сентября 1983 г.) / Публ. и предисловие Ф. Н. Медведева // Огонек. – 1987. – № 21. – С. 27 [= Медведев Ф. Н. Цена прозрения: Специальный корреспондент «Огонька» берет интервью, 1986–1988. – М.: Книга. – 1990. – С. 66–67].
— «Я стремлюсь к максимальной правдивости...» / Записано М. Чугуновой и Н. Целиковской [интервью, декабрь 1966 г.] // Путь к экрану. – 1987. – 11 дек. [= Киносценарии. – 2001. – № 5. – С. 122–127; см. также 1994; 2008]
— «Я часто думаю о вас...»: Из переписки Тарковского с Козинцевым (1969–1972) / Публ. В. Г. Козинцевой // Искусство кино. – 1987. – № 6. – С. 93–105 [= Киносценарии. – 2001. – № 4. – С. 138–154].
1988
— Беседа о цвете / Беседу ведет Л. К. Козлов // Киноведческие записки. – 1988. – Вып. 1. – С. 147–153 [= Козлов Л. К. Произведение во времени: статьи, исследования, беседы. – М.: Эйзенштейн-центр , 2005].
— «Для меня кино – это способ достичь какой-то истины» // Советская Россия. – 1988. – 3 апр. – С. 4. [см. также 1990]
— Для целей личности высоких // Форум. – Мюнхен. – 1988. – № 18 [= Искусство кино. – 1992. – № 4; см. также 2008].
— «Белый, белый день...» (в соавторстве с А. Мишариным) [Сценарий фильма «Зеркало»; 1968–1973] / Публикация А. Мишарина // Киносценарии. – 1988. – № 2. – С. 122–154 [= Киносценарии. – 1994. – № 6. – С. 3–46; сб. Зеркало: Литературные сценарии «Мосфильма»: классика советского кино. – М., 2009. – С. 309–356].
— «Самое динамичное искусство высиживается годами»: Письма к Ю. В. Зарубе (1969–1973) / Публ., предисловие и примечания Р. М. Корогодского // Искусство кино. – 1988. – № 12. – С. 69–73.
— «Страсти по Андрею»: Интервью с А. И. Липковым [1 февраля 1967 г.] // Литературное обозрение. – 1988. – № 9. – С. 74–80.
1989
— Встать на путь / Беседу вели Е. Иллг и Л. Нойгер // Искусство кино. – 1989. – № 2. – С. 109–130.
— Где друзья, а где враги? : Письма Е. Д. Суркову / Публ. и комм. О. Калмыковой и В. Шмырова // Советский экран. – 1989. – № 10. – С. 14 [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 453–463].
— XX век и художник / Публ. В. Ишимова и Р. Шейко // Искусство кино. – 1989. – № 4. – С. 88–106.
— Красота спасет мир / Интервью вел Чарлз-Генри [Шарль-Анри] де Брандт [Перевод англ.варианта] // Искусство кино. – 1989. – № 2. – С. 144–149.
— Лекции по кинорежиссуре / Составитель К. Лопушанский. – Л.: Киностудия «Ленфильм». – 1989. – 117, [1] с. [=Уроки режиссуры: Учеб. пособие / Публ. О. В. Тенейшвили. – М.: ВИППК (Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии). – 1993; см. 1990; 1994; 2008]
— О природе ностальгии Интервью вел Г. Бахман. [Обратный перевод] // Искусство кино. – 1989. – № 2. – С. 131–136.
— Слово об Апокалипсисе // Искусство кино. – 1989. – № 2. – С. 95–110.
1990
— «Для меня кино — это способ достичь какой-то истины» [фрагменты встречи с членами народной киностудии «Юность» (Ярославль, октябрь 1981 г.)] // Экран–[19]90. – М. – 1990. – С. 60–68.
— «Жизнь рождается из дисгармонии...» / Беседу вел Н. Гибу [неопубликованное интервью 15 августа 1967 г.] // Колумна. – Кишинев. – 1990. – № 7. – С. 22–27 [= Киноведческие записки. – 2001. – Вып. 50. – С. 221–230].
— Лекции по кинорежиссуре // Искусство кино. – 1990. – № 7. – С. 105–112. – № 8. – С. 103–113. – № 9. – С. 101–108. – № 10. – С. 83–91 [см. 1989; 1993; 1994; 2008].
— Письма в Зону: Письмо C. И. Параджанову от 18 октября 1974 г.] / Публ. С. Щербатюк // Искусство кино. – 1990. – № 12. – С. 63–64.
— «Работая над картиной, мы постарались вложить в нее всю нашу любовь к своей стране»: Письма в ЦК КПСС (1970–1984) // Известия ЦК КПСС. – 1990. – № 5. – С. 144–153.
— Беседа с Б. Эдельхайтом. [Обратный перевод с фр.] // Интервью с выдающимися режиссерами. – М.: ВНИИ киноискусства. – 1990. – С. 131–142.
1991
— Заявка на сценарий двухсерийного художественного фильма под условным названием «Проказа» (в соавторстве с Александром Мишариным) // Киноведческие записки. – 1991. – Вып. 11. – С. 165–173.
— Заявка на литературный сценарий двухсерийного художественного фильма по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» (в соавторстве с Александром Мишариным) // Там же. – С. 171–173.
— Один год жизни / Публикация И. Рауш (Тарковской) // Киносценарии. – М. – 1991. – № 4. – С. 170–178 [Cодержание: Расколотый мир Тарковского (интервью ведет Н. Гибу; 15.08.1967), с. 170–175 <ср. 1990>; Письмо Генеральному директору «Мосфильма» В.Н. Сурину от 4.9.1967 г., с. 175–176; Из записных книжек, с. 177–178].
— Суркова О. Е. Книга сопоставлений: Тарковский–[19]79: [Диалоги]. – М.: «Киноцентр», 1991. – 176 с.: ил.[Первоначальный вариант книги «Запечатленное время», написанный в виде диалогов А. А. Тарковского с О. Е. Сурковой.]
1992
— Беседа с немецким (ГДР) кинокритиком Германом Херлингхаузом (март 1973 г.) / Публикация Рут Херлингхауз и Л. К. Козлова, предисловие Н. М. Зоркой // Киноведческие записки. – 1992. – Вып. 14. – С. 34–48.
— Пояснения к фильму «Солярис». Ответы на встрече со зрителями (Восточный Берлин, март 1973 г.) / Публикация Рут Херлингхауз и Л. К. Козлова // Киноведческие записки. – 1992. – Вып. 14. – С. 48–53.
— «Десять лучших фильмов» [Факсимильное воспроизведение списка, составленного А. Тарковским по просьбе Л. К. Козлова] / Публикация Л. К. Козлова // Киноведческие записки. – 1992. – Вып. 14. – С. 54.
1993
— «Меня больше всего удивляет...» // Уроки режиссуры: Учеб. пособие / Публ. О. В. Тенейшвили. – М.: ВИППК (Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии). – 1993. – С. 4–7.
— Письмо к Председателю Госкино СССР Ф. Т. Ермашу от 15.06.1983 г. // Источник. – 1993. – № 1. – С. 98–101.
1994
— А. Т.: начало... и пути (Воспоминания, интервью, лекции, статьи) / Составитель и редактор М. Ростоцкая. – М.: ВГИК; ИЦ «Гарант», 1994. – 204 с.: ил., факс. – [Из содержания: «Я стремлюсь к максимальной правдивости...» Ответы Андрея Тарковского на вопросы корреспондента газеты «Путь к экрану» (с. 37–38); Запечатленное время (с. 45–67); Лекции по кинорежиссуре (с. 82–155)]
1995
— Дневники. 1970 г. // Киносценарии. – 1995. – № 1. – С.122–136.
— Светлый ветер. По мотивам повести Александра Беляева «Ариэль»: [Cценарий] (в соавторстве с Ф. Горенштейном) // Киносценарии. – 1995. – № 5. – С. 44–74.
1998
— «Гамлет» Андрея Тарковского. Беседы на Ломоносовском // Искусство кино. – 1998. – № 3 – С. 113–125. – №4 – С. 113–127 [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 174–236 (полный вариант)]
2001
— Автобиография [1954 г. Автограф (фотография) и его дешифровка] // Киносценарии. – 2001. – № 5. – С. 113.
— Концентрат: [Киноэтюд] // Киносценарии. – 2001. – № 5. – С. 119–121 [Впервые опубликовано тиражом 100 экз. в ротапринтном изд.: «Материалы к Первым международным чтениям, посвященным Андрею Тарковскому». М., 1989 г.].
— Сардар: Киносценарий (в соавторстве с А. Мишариным) [декабрь 1974 г.] / Публикация А. Мишарина // Киносценарии. – 2001. – № 6. – С. 68–92.
2002
— А. Т.: Архивы, документы, воспоминания. Запечатленное время / Авт.-сост. П.Д. Волкова. – М.: Подкова; ЭКСМО-Пресс. – 2002.
— Беседа [с О. Сурковой] о предстоящем фильме «Белый, белый день...» [1973 г.?] // Искусство кино. – 2002. – № 6. – С. 115–118 [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005– С. 109–114].
— Дневники (1976–1977 гг.) // Киносценарии. – 2002. – № 3. – С. 114–137.
— Дневники (1974–1975 гг.) // Киносценарии. – 2002. – № 2. – С. 21–35.
— Дневники. 1978 г. // Киносценарии. – 2002. – № 4. – С. 149–178.
— Дневники. 1980 г. // Киносценарии. – 2002. – № 5/6. – С. 262–301.
— Запечатленное время [отдельные главы] // Киносценарии. – 2002. – № 1. – С. 2–40.
— Интервью, подготовленное [О. Сурковой] для журнала «Молодой коммунист» о взаимоотношениях художника со зрителем [1974 г.?] // Искусство кино. – 2002. – № 6. – С. 130–131 [= Беседа с Тарковским о взаимоотношениях художника со зрителем // Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 136–138].
— [О «Книге сопоставлений» (будущее «Запечатленное время»): Письмо в издательство «Искусство» (ответ на замечания рецензентов рукописи) и напутствия О. Сурковой перед отъездом в Италию] // Искусство кино. – 2002. – № 10 – С. 128–130 [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 283–287].
— Обсуждение режиссерского сценария «Белый, белый день...» // Искусство кино. – 2002. – № 6. [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 115–121].
— После Каннского кинофестиваля [Беседа с О. Сурковой. 1972 г.] // Искусство кино. – 2002. – № 4 – С. 100–101 [= Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга. – 2005. – С. 90–92].
2003
— Ностальгия: Отрывок из сценария (в соавторстве с Т. Гуэрра) // Киносценарии. – 2003. – № 2/3. – С. 120–136.
2005
— Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. – М.: Радуга, 2005. – 463 с. [Из содержания: Характеристика ст<удент>ки-практикантки II курса киноведческого ф<акульте>та ВГИКа О.Е.Сурковой, с. 24; Наши беседы <перед съемками «Сталкера» (1977 г.?)>, с. 245–254; Ответы на анкету ж. «Искусство кино» к юбилею А. П. Довженко, с. 291–292; «Моими фильмами мне хотелось дать почувствовать людям, что они не одиноки в этом мире» (интервью для голландской газеты «Фолькскрант», 28.01.1983 г.), с. 295–305; «Счастье ль хорошо иль правда лучше?» Беседа с Г. Панфиловым в Риме, с. 307–354; Неопубликованное интервью как возвращение долга <1983 г.>, с. 359–370.]
2006
— «Мартиролог». Первая публикация на русском [фрагменты] / Публ. М. С. Чугуновой // Новая газета. – 2006. – 16 января
2007
— Белый-белый день: Рассказ Андрея Тарковского [впечатление от поездок в дом матери и о фотографиях его детства, сделанных другом семьи Львом Горнунгом], стихи Арсения Тарковского, вступление Андрея Андреевича Тарковского, отбор полароидных снимков Ст. Гилла, интервью с Б. Гройсом: [Альбом]. – Лондон: White Space Gallery; Флоренция: Фонд Тарковского, 2007. – 128 с.: ил.
2008
— Мартиролог: Дневники 1970–1986 / Публ. А. А. Тарковского; ред. Владимир Забродин. – Флоренция: Междунар. ин-т им. А. Тарковского, 2008. – 620, [3] с.: ил., факс., портр.
— Ностальгия: Архивы и документы, воспоминания и статьи / Сост. Паола Волкова. – М.: АСТ; Хранитель; Зебра Е, 2008. – [Здесь републикованы: «Я стремлюсь к максимальной правдивости…» – С. 203–211; Литературный и экранный образ. Лекции по кинорежиссуре. – С. 212–292; О себе. Для целей личности высоких. – С. 293–301.]
2010
— Ностальгия: Отрывок из сценария (в соавторстве с Т. Гуэрра) // Киносценарии. – 2010. – № 1–2–3. – С. 391–404.
© 2011, Кремнев Григорий - составитель.
© 2011, Медиа-архив «Андрей Тарковский» (при републикации активная гиперссылка на сайт медиа-архива обязательна).
|