|
|
Тексты » Хроники «Сталкера» » Рашит Сафиуллин. Рассказ о работе над фильмом «Сталкер»
Рашит Сафиуллин. Рассказ о работе над фильмом «Сталкер»
Предисловие от медиа-архива
Эти воспоминания Рашита Сафиуллина являются дополнениями к заключительной встрече в рамках выставки «Тарковский: последнее кино «Жертвоприношение».
Продолжение рассказа о работе над фильмом Сталкер. Рассказ про танки не состоялся на вечере, расскажу сейчас:
Танки здесь — После того, как герои въезжают на дрезине в зону и останавливаются на краю реки с полуповаленными телеграфными столбами (в реальности это река Пирита под Таллином), Сталкер уходит, возвращается, и троица начинает пешее путешествие по Зоне, они подходят к полуразвалившемуся микроавтобусу, в котором сидит труп. Вот здесь, через окно автобуса мы видим странноватые пятна, технику, танки, пушки, БТРы, с которыми что-то произошло (это есть в тексте) на вопрос писателя "Что же здесь произошло?" Сталкер отвечает, что когда возникла Зона, Они (правители) подумали что началась война и конечно, послали военных, для выяснения причин, "умники". И люди пропали. Никто не понял, что произошло. И, на всякий случай, огородили Зону колючей проволокой.
В первый год, когда я приехал, некоторые декорации были уже готовы к съёмкам, большинство нет. Танки стояли на берегу реки. Зелененькие, со свастиками на бортах (оставшееся оформление с какого-то фильма). Съёмок на этой натуре так и не произошло в этом году. Осенью же весь отснятый материал ушел в брак и картину закрыли.
На следующий год, из-за экономии, я предложил взять этой декорации на натуре в два раза меньше техники, сделать на дальнем плане муляжи и тем самым обрадовал дирекцию и усложнил свою задачу изготовления полноценной декорации. Помню, Андрей Арсеньевич удивлённо посмотрел на меня и переспросил, смогу ли я сделать все как надо с таким малым количеством танков. И еще раз объяснил, что от меня требуется: "С тех пор, как возникла зона и прислали военных, военную технику, здесь уже двадцать лет не ступала нога человека. Трава выше человеческого роста, нетронутая, девственная, и среди всего этого техника, с которой произошло что-то непонятное, страшное".
Итак, я работаю над натурными декорациями, дело уже идет к вечеру, вдруг приезжает администраторша и требует, чтобы я срочно ехал на то место, где должна быть декорация с танками и сегодня же чтобы танки стояли в декорациях на своих местах, водители вечером должны уехать в Москву, гостиницы им не заказаны из-за экономии денег (рисунок-схему декораций и расположения техники на берегу реки Пириты я уже давно сделал и согласовал с Тарковским ещё в Москве перед выездом в Таллин).
Я в ужасе, как можно за час, полтора развернуть там такую технику и оставить поле нетронутым (как бы здесь двадцать лет не ступала нога человека) Место болотистое, тяжелые танки могут завязнуть в любой момент, потом их вытаскивать, да мы тут всё перепашем, мало не покажется...
Хватаю план, рупор, еду на берег. Танки БТРы выстроились на берегу (вот была потеха для эстонцев танки с фашистскими крестами на улицах города, один из них падал с трейлера, был переполох).
Съёмка поля с танками была задумана режиссёром с двух точек, с моста и с берега, через окна автобуса. Надо так провезти танки, чтобы они всегда ехали по диагонали по отношению к камере, иначе будет видна колея, которую никак уже нельзя будет зарастить травой, там точно, двадцать лет её ещё не будет.
Заранее были вырыты ямы траншеи, которые дадут необходимый наклон-позу той или иной боевой единицы. Дело оставалось за малым: расставить их, и чтобы не потонули и не вспахали болотную траву.
Орал в рупор с противоположного, крутого берега разными словами, подходящими к случаю... Танк или БТР ехали поодиночке, сначала по диагонали к обоим съёмочным точкам вправо, потом разворачивались на месте и ехали по диагонали влево, постепенно приближаясь к месту, где должны были встать или завалиться в в траншею, предназначенную именно ему место. Уже темно, танкист не видит куда едет, не слышит, приходится останавливаться, услышать мои корректировки, потом проехать ещё немного и повторять всё сначала. Невероятно, но всё получилось. Кое-где, совсем чуть-чуть пришлось пересаживать дёрн. Как во сне. Получилось. Вот они, новенькие, крашеные, с крестами, заблудились, застыли в болоте, в траве. Оставалось отдекорировать их. Предложение одного из художников в прошлом году: залить бетоном, категорически было отвергнуто дирекцией. Танки должны быть возвращены на Мосфильм такими как были.
Что бы с ними сталось, если облить цементом, кто бы их отчищал и кто поручился бы за то, что они стронутся с места после такой экзекуции?
Я тоже не знал, как их декорировать. Денег не было. Экономия. Людей и времени в обрез. Нищета.
Спасла простая мысль: куда ходит нищий? На помойку. Стало быть и нам туда же надо — во вторсырьё.
И там, конечно, нашлось дешёвое и много — мешки бракованной пряжи, ошмётки с прядильной и швейных фабрик. Развесили, легко, этим лохматьём все танки, БТРы, пушки, облили сверху клейстером (солдаты наёмные тазами варили их на берегу), обсыпали пигментами нужных оттенков, солнце высушило это нечто.. краска на танках вздыбилась кракелюрами. Красота!
Первая декорация, которую увидел Тарковский когда приехал в Таллин, были эти танки. Заулыбался. Понравилось и оператору. Стали придумывать проходы героев среди этой красоты.
Снимали. Но этих кадров в фильме нет. Слишком красиво, сказал Андрей Арсеньевич. Так же, ранее с фильма "Солярис" были убраны эпизоды снятые в декорациях "Зеркальная комната". Выпирали из фильма своей излишней эффектностью.
Остались пару секунд — вид на танки из окна автобуса. Второй план с моста не снимали, не смогли договориться с поездами, которые снесли бы съёмочную группу вместе с камерами.
Републикация текста по материалам блога Рашита Сафиуллина
© Рашит Талгатович Сафиуллин, 2010 (публикация с письменного разрешения автора)
|